Западный квартал города Углича
Проект регенерации и комплексного благоустройства исторической территории «Западного квартала» города Углич в границах улиц Воскресенской, Московской и Спасской аллеи.
Расположение
Углич

Клиент
Фонд Архитектуры Исторического Углича

Площадь
4,3 га

Год
2020

Тип проекта
Благоустройство

Статус
Концепция, проект

Команда
Ответственный архитектор: Андрей Кремнёв
Архитекторы: Сергей Кремнёв, Любовь Канахистова, Анна Бурыкина, Дарья Григорьева, Анастасия Данилова,
Марина Степанова, Андрей Батарин
Визуализация проекта: Сергей Мерекин



Проектируемая территория окружает западный квартал исторической части Углича, регулярная планировка которого сформировалась на исходе XVIII столетия при преобразовании города в соответствии с генеральным планом 1784 г. В тот период на месте древних Сенной, Ильинской и Фалелеевой улиц был создан новый 13-й земельный квартал. В его трапециевидный объем включены площади построенных в разное время каменных Пятницкой, Петропавловской и Ильинской церквей. С четырех сторон контуры квартала определили положенные в новых местах Воскресенская (совр. Академика Опарина), Петровская (совр. 9 Января), Московская (совр. Ленина) и Спасская улицы. Основанная на принципах геометрии новая планировка приходила на смену произвольной сети средневековых улиц и переулков, хаотичных нагромождений кварталов.

Развитие квартала и его экономической жизни связано с восстановлением ансамбля двора Зиминых. Являясь главным фасадом бывшей Пятницкой площади он должен стать новым общественным городским центром, а площадь перед ним местом встречи горожан и гостей города.

Мы видим как уже сегодня квартал может предложить новый туристический маршрут, который свяжет музейные пространства, храмовые сооружения и городские легенды. Воссоздание словесного портрета территории проявляет ее идентичность и помогает нам глубже понять территорию.

Мы предлагаем возвратить историческое название улиц и площадей: Пятницкая площадь (совр. Советская), Ильинская площадь (совр. Пушкина), Пятницкий переулок (совр. Пионерский), Московская улица (совр. Ленина), Воскресенская улица (совр. Академика Опарина). Создаваемое общественное пространство между входом в Воскресенский монастырь и церковью Рождества Иоанна Предтечи предлагается назвать Воскресенской площадью, так как площадь с таким названием исторически существовала близ Воскресенского монастыря. Продолжению Спасской улицы к музею Гидроэнергетики предлагается дать название Спасская аллея.

Город нуждается в развитии полифункциональных общественных пространств, наполнении экономической деятельностью, программировании нового функционального насыщения для площадей и улиц, привлекающего горожан и туристов города. На Пятницкой площади предлагается создать центр активности для учащихся образовательных учреждений, расположенных в соседних кварталах. По выходным и праздничным дням на площадях можно устраивать ярмарки выходного дня, проводить камерные концерты, декорациями которым будет служить исторической застройки квартала.

Важную роль в создании зелёного каркаса города должна сыграть выявление единой, неразрывной набережной реки Волга, связывающей парки Детства, Надежды, Петуха в единую природную рекреационную зону. Этой цели способствует созданию продуманных пешеходных связей, вело-маршрута, насыщения территории спортивными площадками и детскими игровыми зонами. Память место проявляется в сохранении и воссоздание исторического рельефа и городской среды. Частично раскрытия Троицкого ручья, некогда закопанного при строительстве Угличской ГЭС, намекает на утерянный исторический ландшафт. Память места проявляется и в обозначение контура утраченной церкви Параскевы Пятницы и стен Воскресенского монастыря, ещё той, дорегулярной планировки, когда город был иным. Особый характер Углича, запечатленные на картинах Рериха, тоже нуждается в сохранении, выявление ценных видовых точек на церковь Рождества Иоанна Предтечи и Воскресенский собор. В результате художественного переосмысление ландшафта и озеленение улиц принято решение о замене или удалении части деревьев, находящихся в аварийном состоянии или нарушающих целостность композиции улиц, высадки новых деревьев и кустарников, повышении видового разнообразия растений и идентичности городского озеленения, применение посадок, современных системами сбора воды, луговых посадок. Для снижения антропогенной нагрузки в историческом центре города мы пересматриваем схему движения транспорта: вводим одностороннее дорожное движение, проводим реорганизацию полос движения транспорта, а именно заужаем до минимальных нормативных значений с целью расширения пешеходной части и зон озеленения, создаем пешеходный бульвар. Для роста уровня благоустройства, привлекательности городской среды важно обеспечить приоритет пешехода на уличках, а также повысить связанность городской среды через создание новых пешеходных путей, цельных пешеходных и велосипедных туристических маршрутов одного дня, начинающихся от музея Гидроэнергетики и проходящих через зеленые зоны города на пути к основным достопримечательными местам.

С точки зрения развития туризма важно создать закольцованный туристический маршрут по центральной части города. Перенести точку высадки туристов.
Некоторые исторически значимые купеческие дома находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в реставрации.
Словесный портрет

Выявление идентичности через воссоздание словесного портрета территории. Возвращение исторических топонимов и создание новых.
Предлагаем вернуть историческое название улиц и площадей:
  • Советскую площадь переименовать в Пятницкую;
  • Площадь Пушкина переименовать в Ильинскую;
  • Пионерский переулок переименовать в Пятницкий;
  • Улицу Ленина переименовать в Московскую, подчеркнув ее историческую значимость;
  • Академика Опарина переименовать в Воскресенскую.

Предложение по введению новых названий:
  • Создаваемое общественное пространство между входом в Воскресенский монастырь и церковью Рождества Иоанна Предтечи назвать Воскресенской площадью;
  • Пространство между утраченным руслом Троицкого ручья и церковью Рождества Иоанна Предтечи назвать Воскресенским углом и придать соответствующую форму;
  • Переименовать продолжение Спасской улицы от пересечениям улицей Воскресенской до музея Гидроэнергетики в Спасскую аллею, подчеркнув характер существующей регулярной посадки деревьев.

Карта территории проектирования
Изменение баланса территории в пользу общественного

Пересмотр схемы движения транспорта с целью снижения антропогенной нагрузки. Продолжение с ул. Спассой на ул. Опарина системы одностороннего дорожного движения и володорожки. Реорганизация полос движения транспорта, заужение до минимальных нормативных значений с целью расширения пешеходной части и зон озеленения. Создание пешеходного бульвара по ул. Ленина.
Изменение движения автотранспорта

С целью снижения антропогенной нагрузки на исторический центр Углича уменьшаем траффик. Транзитные транспортные маршруты должны сместиться к окраинам, уступая место для горожан и гостей города в прилегающих к набережной кварталах.

  • Сужение проезжей части на Московской улице;
  • Организация одностороннего движения на ул. Академика Опарина по направлению от улицы Спасская до улицы 9 Января;
  • Ограничение выезда на набережную;
  • Устройство разворотного кольца в конце улицы Академика Опарина;
  • Организация проезда на Пятницкой площади;
  • Устройство пешеходной зоны по Спасской аллее с сохранением возможности технического проезда;
  • Смена назначения улицы Ильинская площадь на тупиковый проезд с приоритетом пешеходов;
  • Создание новой схемы движения туристических автобусов;
  • Устройство замкнутой системы велодорожек;
  • Устройство велопарковки в местах возможного длительного пребывания;
  • Перенос места остановки туристического транспорта с Воскресенской площади и Спасского луга на улицу Академика Опарина.
Создание пешеходной инфраструктуры

Создание среды для безопасного и комфортного передвижения жителей и гостей города.

  • Ограничение проезда по Спасской аллее, создание пешеходной зоны;
  • Развитие территорий площадей: Пятницкой и Воскресенской;
  • Устройство безопасного пешеходного перехода на Московской улице вблизи детской музыкальной школы и Гимназии №1;
  • Устройство дополнительного пешеходного перехода на улице Воскресенской;
  • Создание променада по Московской улице;
  • Организация пешеходных тротуаров вдоль проезжей части по улице Воскресенской;
  • Акцентирование точек входа в квартал;
  • Создание единого променада по набережной;
  • Создание системы освещения;
  • Создание системы навигации;
  • Применение специализированных покрытий;
  • Устройство пешеходных переходов, с размещением бордюрных пандусов для МГН.
Туризм

Организация новых пешеходных и веломаршрутов, устройство новых точек притяжения.

  • Создание туристического веломаршрута "одного дня" по территории западного квартала;
  • Организация смотровой площадки с видом на ГЭС;
  • Устойчиво развитой пешеходной инфраструктуры;
  • Выявление исторической планировочной структуры и утраченных знаковых элементов городской среды;
  • Акцентирование точек входа внутрь квартала и выявления утерянных исторических смыслов;
  • Развитие внутриквартальных связей с созданием альтернативных туристических маршрутов. Увеличение туристического пешеходного маршрута: рассмотрение нового внутриквартального пешеходного транзита между Пятницкой (совр.Советской) и Ильинской (совр. площадь Пушкина) площадями и переосмысление дворовой территории между улицей Спасской и Ильинской площадью (совр. площадь Пушкина), для организации летних мероприятий и кафе;
  • Восстановление утраченного места на Московской улице (совр. Ленина), подвала магазина ТОРГСИН. Использование его под функцию кафе с верандой;
  • Организация системы навигационных указателей и знаков.
Озеленение и ландшафт

Сохранение и воссоздание исторического рельефа и городской среды.

  • Переосмысление и раскрытие исторического ландшафта. Открытие новой точки притяжения, расположенной в месте бывшего русла Троицкого ручья, формировавшего долгое время планировочную структуру старого города;
  • Создание дождевых садов со сбором воды;
  • Устройство открытых мест отдыха - луга;
  • Посадка плодовых деревьев на Пятницкой площади;
  • Применение луговой посадки.
Схема экскурсионных пешеходных маршрутов

Маршрут охватывает главные религиозные памятники и вновь выявленные достопримечательные места.Протяженность маршрута 1,8 км

Остановки:

1. Музей Гидроэнергетики
2. Смотровая площадка ГЭС
3. Святые ворота, Здание земства, церковь Рождества Иоанна Предтечи
4. Воскресенская площадь
5. "Зимний двор", бывшая усадьба купцов Зиминых
6. Дом академика Опарина
7. уличский индустриально-педагогический колледж, бывший купеческий особняк
8. Пятницкий переулок
9. Гимназия №1
10. Дом купца Тропина
11. Открытый подвал ТОРГСИНА
Квартал, попадающий в зону проектирования и ограниченный улицами Спасская, Опарина, Ленина, 9-го января, является ценным с исторической точки зрения, а также обладает явной общественно-деловой значимостью в современной структуре города. Фактически, этим кварталом завершается «старый город» в западном направлении.
Территория благоустройства затрагивает важную часть зеленого каркаса города - набережную реки Волги.
Важной градостроительной характеристикой участка является его зрительная связь с главными доминантами: Воскресенского монастыря, церкви Рождества Иоанна Предтечи и церкви Казанской Божьей матери. На рассматриваемых улицах сосредоточен ряд ценной застройки разного периода. Некоторые исторически значимые купеческие дома находятся в неблагоприятном состоянии и требуют реставрации.
Улица Академика Опарина носит четко выраженный «Деревенский» тип, с сохранившимися характерными заездами к частным домам.
Самобытность и идентичность города можно проследить в Пионерском переулке.
Советская площадь, примыкающая к стенам Воскресенского монастыря потенциальное общественное пространство, сейчас, это тихое и неприметное место. До советского периода площадь называлась Пятницкой и была живым и бойким место торга. Вероятно, торги здесь появились даже раньше, чем на главной Успенской площади.
Дом Зиминых, уникальный памятник раннего классицизма, выходит главным фасадом к Воскресенскому монастырю. Дом считался самым богатым и значимым в городе, в 1841 г. его посещал Российский император Николай I. В настоящее время, утеряны массивные колонны в нижнем ярусе, которые поддерживали на себе огромный балкон с точеными балясинами.
Улица Ленина, напротив «Городская», соединяет в себе торговую и общественного- культурную функции. Здесь находятся магазины, образовательные учреждения, места общественного питания. Обладает потенциалом современной городской среды.
Неформальной связью между Советской площадью и улицей Ленина выступает проход к площади Пушкина, пролегающий между главным зданием усадьбы Зиминых и ее западным флигелем.
По исторической территории Воскресенского монастыря между церковью Рождества Иоанна Предтечи и Воскресенским собором проложена аллея, ведущая к музею Гидроэнергетики, является формальным продолжением улицы Спасской.
Часть 1. Спасская аллея
Генеральный план благоустройства
Воскресенская площадь

1. Воскресенская площадь;
2. "Луг" на Воскресенской площади - место встречи и. отдыха;
3. Спуск на площадь, с устройством пандусов, ступеней и место для сидения;
4. Велопарковка;
5. Велодорожка;
6. Стенд информационный;
7. Указатель информационный;
8. Автомобильная парковка;
9. Музей "Петуха".
Воскресенская площадь
Мост на Спасской аллее

1. Раскрытый Троицкий ручей путем организации небольшого заглубления в существующем ландшафте;
2. Дождевые сады;
3. Мост через русло бывшего Троицкого ручья;
4. Павильон, велопрокат;
5. Велопарковка;
6. Велодорожка;
7. Деревянный настил;
8. Стенд информационный;
9. Воскресенский луг.
Мост на Спасской аллее
Часть 2. Академика Опарина
Пятницкая площадь

1. Пятницкая площадь;
2. Фонтан "Первичный бульон";
3. Сцена канатоходца Федора Молодцова;
4. Звонница на месте разрушенной колокольни;
5. Дождевой сад;
6. Контур стен утраченной церкви Параскевы Пятницы;
7. Автомобильная парковка;
8. Велопарковка;
9. Велодорожка;
10. Отражение в покрытии утраченной стены Воскресенского монастыря;
11. "Зимний двор", бывш. усадьба купцов Зиминых;
12. Сад плодовых деревьев;
13. Навигационный указатель.
Пятницкая площадь
Часть 3. Московская улица
Подвал здания ТОРГСИНа

1. Бывшее здание ТОРГСИН;
2. Раскрытие подвала ТОРГСИНа. Восстановлением утраченных колонн и навеса;
3. Велопарковка;
4. Велодорожка;
5. Автомобильная парковка;
6. Информационный стенд.
Пятницкая площадь
Архитектурно-градостроительная концепция (карта увеличивается)

Существующие туристические маршруты носят линейный характер и имеют ограниченное время показа для пребывающих на автобусах и теплоходах. Необходимо сформировать альтернативный целостный пешеходный «маршрут одного дня», для набирающего популярность автотуризма.
Для разнообразия пешеходных туристических маршрутов следует развивать внутриквартальные связи. Советская площадь, расположенная у стен Воскресенского монастыря, на данный момент не рассматривается как часть туристического маршрута, но исторически, площадь при монастыре играла активную роль в жизни города. Отсутствие устроенных велодорожек и стоянок для велосипедов на рассматриваемой территории является существенным недостатком. Велотуры, проводимые в городе, давно имеют остановки близ монастырей и на волжской набережной города.
Зеленая аллея продолжает благоустраивать пешеходную зону Спасской улицы. Первым пунктом - остановкой на маршруте является небольшая входная площадь перед зданием будущего музея. Это точка сбора группы, место высадки гостей. Перед посещением Воскресенского монастыря или церкви Рождества Иоанна Предтечи будет возможность посидеть в тишине.
Спасская аллея
К музею Гидроэнергетики ведет зеленая пешеходная аллея с высокорослыми деревьями. Через вписанные в ландшафт артефакты гидроэнергетического производства мы можем больше прикоснутся к масштабам строительства плотины и результатам колоссального труда людей, строивших ее.
Вдоль аллеи проложена велодорожка, и территория музея может стать удобной точкой пересадки гостей города с личного автотранспорта на велосипед. В проекте предусматривается создание цельных пешеходных и велосипедных туристических маршрутов одного дня, начинающихся от музея Гидроэнергетики и проходящих через зеленые коридоры города на пути к основным достопримечательным местам. У музея есть возможность размещения парковки для автобусов туристических групп, чтобы не загораживать ценные виды на храмы города.
Единая неразрывная набережная р. Волги связывает парки Детства, Надежды, Петуха в единую природную рекреационную зону. Продуманные пешеходные связи, веломаршруты будут дополнены спортивными площадками и детскими игровыми зонами.
Сохраняется и частично воссоздается исторический рельеф городской среды. Осуществляется раскрытие Троицкого ручья, некогда закопанного при строительстве Угличской ГЭС. Сохраняются ценные видовые точки на Церковь Рождества Иоанна Предтечи и Воскресенский собор, запечатленны на картинах Рериха.

Спасская аллея
Данный участок улицы связывает Пятницкую площадь (Советскую) с главными туристическими потоками. Для размещения пешеходной части и велодорожки необходимо ввести систему одностороннего транспортного движения по ул. Спасской на ул. Опарина. Восстановление мостовой улицы и понижение уровня проезжей части до уровня начала кладки монастырской стены составляют задачу сохранения и воссоздания исторического рельефа.

Улица академика Опарина
Организованы двухстороннее движение и разворотное кольцо с парковочными местами для подъезда к зданию музея. Пешеходная зона продолжается на набережной, где ограничен выезд автомобилей.
Улица академика Опарина
Возвращение исторических названий улиц и площадей помогает проявить идентичность городских планировочных решений. Пятницкая площадь и дом Зиминых могут стать ядром общественной жизни всего квартала, поэтому уже сейчас важно рассматривать их взаимовлияние друг на друга.
Необходимо развитие полифункционального общественного пространства, наполнение его экономической деятельностью, программирование новыми сценариями для горожан и гостей города: центр городской активности для учащихся образовательных учреждений, расположенных по соседству;ярмарки выходного дня, камерные концерты и представления.

Пятницкая (Советская) площадь
Создание пешеходного бульвара раскрывает потенциал для экономической деятельности первых этажей соседних зданий. Реорганизация полос движения транспорта, заужение до минимальных нормативных значений необходимы для расширения пешеходной части и зон озеленения.
В основе проекта лежат: повышение уровня благоустройства, привлекательности городской среды для гостей города, создание приоритета пешеходов, доступности городской среды для маломобильных групп населения (создание пандусов, приподнятых пешеходных переходов).
Улица Московская (Ленина)
Детальный фрагмент мощения
Уникальные малые архитектурные формы
Виды опор освещения
СО.Д.П.2
Столб освещения двухрожковый для освещения дорожной и пешеходов части.
Светильник дорожной части: FREGAT CROSSING LED, производитель световые технологии;
Светильник пешеходной части: индивидуальное изготовление с консольным креплением на опору.
Высота: 6,50 м
Цвет: RAL 7024
Материал: металл
Количество: 45



СО.П.4 и СО.П.2
Столб освещения двухрожковый и четырехрожковый пешеходной части;
Индивидуальное изготовление
Высота: 4,30 м
Цвет: RAL 7024
Материал: металл, лиственница
Количество: 5/31

Малая архитектурная форма
Город в России, административный центр Угличского района Ярославской области,
в XIII-XVI вв. центр Углицкого княжества.
Население - 31758 чел.

Живём на два города.

Клиентский офис: Москва, Электрозаводская, 21
Архитектурная мастерская: Ярославль, Республиканская, 53/14


mail@kremnevatelier.ru


+7 495 799-08-81