Пеший Углич
Зелёный мастер-план
Восстановить историческое наследие Углича - значит восстанавливать баланс общественных пространств, говорить об утраченных архитектурных доминантах и раскрывать планировочную структуру города, которая намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Город обладает высоким потенциалом для роста внутри своих границ.
Из исторических источников мы узнаем о существовании более 10 площадей, которые формировались вокруг существующих и утраченных храмов и следы которых мы можем обнаружить сегодня. Мы назвали эти места городскими "углами" и видим их потенциал развития, как новых городских центров. Пытаясь вернуть их городу, мы стараемся включить их в линейные общественные пространства улиц, маршруты горожан и гостей города.
"Углы" Углича должны развиваться, как полифункциональные общественные пространства, быть встроены в экономическую деятельность, предлагать новые функции для площадей и улиц, стать привлекательными для горожан и туристов.

Городские улицы для детей.
Над городом развевается флаг с изображением царевича Димитрия.
Вызов сегодняшнего дня: город должен стать комфортным, безопасным и привлекательными для детей всех возрастов и возможностей. Именно эта аудитория является проводником в пользовании городом, активно эксплуатирует городское пространство вне зависимости от погодных и сезонных условий.
Дети не дают взрослым сидеть дома, зовут на прогулки, побуждают родителей путешествовать, показывать им мир. Обустройство общественных пространств, ориентированных на детей, сегодня это способ привлечь людей в город.
Лучшие международные практики, стратегии, программы проектирования пространств, позволяющих детям всех возрастов и способностей использовать главный актив городов – улицы, собраны и описаны в «Руководстве по проектированию улиц для детей» («Design Street for Kids»). Руководство включает в себя рекомендации по дизайну, тематические исследования, решения, которые позволяют делать городские пространства безопасными, приятными и вдохновляющими для детей и родителей.
Спецификация проекта
Расположение:
Углич

Клиент:
Фонд Архитектуры Исторического Углича

Площадь:
60 га

Год:
2020-2021

Тип проекта:
Мастер-план развития терриитории

Статус:
Концепция, техническое задание на проектирование

Команда:
Ответственный архитектор: Андрей Кремнёв
Команда: Сергей Кремнёв, Любовь Канахистова, Анастасия Данилова
Визуализация проекта: Сергей Мерекин

Границы проектирования

1. Территории, входящие в границы проектирования
2. Территории, условно входящие в границы проектирования
3. Территории рассмотрения
4. Территории проектирования въездных магистралей внутренних хорд
Благоустройство

Новое видение центральной части Углича основывается на многообразии городских углов - общественных пространств, мест притяжения городской жизни.
Вместо одной большой центральной площади - многообразие уютных и небольших скверов, парков и площадей. Вместо одной главной магистрали - разнообразие автомобильных, велосипедных и пешеходных маршрутов. Каждый угол - уникальное по образу, атмосфере и значимости пространство.
Сегодня в Угличе известна только Успенская площадь. От этого Углич воспринимается, как город простой , примитивной структуры с небольшим набором повседневных и туристических маршрутов.
Задачи благоустройства:
  • Восстановить историческое наследие Углича;
  • Восстановить баланс общественных пространств;
  • Раскрыть планировочную структуру города, которая намного сложнее;
  • Определить точки притяжения и организовать подходы к площади;
  • Предусмотреть пространство для многофункционального использования;
  • Обеспечить разнообразие использования, предусмотреть места для отдыха и встреч;
  • Организовать транзитные пути через площадь;
  • Предусмотреть навигационные и информационные элементы;
  • Освещение;
  • Озеленение.
    Велогород

    Велодвижение сегодня - целая культура. Значение велосипеда сильно изменилось в последнее время. Из привычного транспортного средства велосипед стал символом здоровья, инструментом создания комфортной городской среды.
    Углич может стать одним из первых городов в Росиии, где будет создана развитая сеть велодорожек, охватывающая всю историческую часть города и связывающая отдельные жилые районы с центром.
    Мы видим целью проекта популяризировать, продвигать и поощрять передвижение на велосипеде.
    Создание велоинфраструктуры позволит создать условия для повышения туристической привлекательности города, появлению новых бизнес и социальных проектов, повышение качества жизни жителей города за счет улучшения экологии, оздоровления населения.
    Для провинциального города велосипед - экономически выгодный транспорт. Позволяет повысить транспортную доступность всех частей города, снизить нагрузку на транспортную систему, решить проблемы с пробками и парковками, снизить расходы на строительство и ремонт дорог.
    Велоинфраструктура должна быть комфортной и безопасной. Для гостей города запланированы велопрокаты и станции обслуживания велосипедов, велопарковки у основных точек притяжения, у входов в общественные здания.
    Веломаршруты обеспечивают связь городских центров и жилыми кварталами, железнодорожным вокзалом (1) и формирует непрерывный маршрут вдоль воды (2).
    Пешеходные маршруты

    Разнообразные городские повседневные и туристические маршруты соединяют знаковые городские пространства, точки притяжения городской жизни, формируют целостное восприятие исторического образа Углича.

    Существующая схема общественного транспорта

    Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Существующая транспортная схема ограничивает рост экономики города. Рост автомобилизации влияет на проблемы устойчивости и безопасности городских транспортных систем.

    Движение междугородних автобусов

    Существующее местоположение автостанции прерывает один из главных пешеходных маршрутов от Успенской площади вдоль Каменного ручья к Алексеевскому монастырю. В соседстве с рынком автовокзал создает суетливый и неопрятный городской узел.
    Новое место вокзала расположенно ближе к жилым районам с высокой плотностью населения, рядом с основной артерией общественного транспорта.
    Типология улиц

    "Парадная" улица - "красная" улица города - встречает гостей, включает объекты культурного значения и общественно-деловой инфраструктуры.
    "Второстепенная" улица связывает жилые кварталы с центрами городской жизни (синяя)
    "Местная"
    улица связывает квартал с второстепенными или главными улицами. Интенсивность транспортных потоков низкая. По местным улицам не проходит транзитный поток автотранспорта и маршруты общественного транспорта. (зеленая)
    "Пешеходная" улица с высокой интенсивностью пешеходных потоков используется для прогулок и досуга. На первых этажах зданий размещаются магазины, бары, кафе, галереи и библиотеки. Обеспечивается возможность проезда специального транспорта и транспорта жильцов. (желтая)
    Технический проезд предназначен для движения транспорта обслуживающих организаций и жильцов к жилым домам. (коричневая)
    Внутриквартальных проходов пересекает квартал, повышает пешеходную связанность ограничивающих улиц.
    Скрытые возможности

    1. В прошлом - Дом Зиминых-Кожевениковых, сегодня - Угличский районные военный комиссариат, завтра - кожевенный музей;
    2. В прошлом - Кожевенный завод, сегодня - руины, завтра -музейное кафе, прокат велосипедов;
    3. Сегодня руины, завтра - образовательные мастерские;
    4. В прошлом - гостиница "Углич", сегодня торгово-офисное здание, завтра - молодежный хостел;
    5. В прошлом - территория городского сада, сегодня - заброшенные здания и запущенная территория, завтра - музыкальный холл с парком и музеем современной скульптуры;
    6. Сегодня - магазин автотоваров, завтра - кафе, прокат велосипедов;
    7. Сегодня - хозяйственный подъезд, завтра - пешеходная тропа в монастырь;
    8. Сегодня - берегоукрепление, завтра велосипедная дорожка над водой;
    9. В прошлом - торговые ряды, сегодня - пустырь, завтра - торговые ряды с рестораном;
    10. Сегодня - заросшие дворы, завтра - рекреационная зона гостиниц и ресторанов;
    11. В прошлом - бывшая усадьба купцов Зиминых, сегодня - законсервированный объект, завтра - общественный центр западного квартала.
    Общие рекомендации по благоустройству "углов"

    • Дождевые сады - один из методов управления городскими ливневыми стоками - позволяет решать проблемы затопления территорий, а также загрязнения дождевых потоков.
    • Современные системы подземного сбора и хранения мусора. Мусороприёмник может быть сделан из любых материалов и выкрашен в любой цвет, благодаря чему без проблем вписывается в городскую среду.
    • Подземные мусорные баки чаще делают большого объёма, благодаря этому город может экономить деньги на вывозе отходов. Кроме того такая система долговечна, не зависит от погодных условий и может работать без ремонта длительное время.
    • Дорожные знаки уменьшеного размера.
    • Городские системы ориентирования. Система городских стелам с "пешеходным кругом", измеряющим расстояние времени. Добавление велосипедного слоя.

    Задачи благоустройства "углов"

    • Определить точки притяжения и организовать подходы к площади.
    • Организовать транзитные пути через площадь. Пути через площадь для транзитных пользователей должны быть акцентированы и не должны пересекать места продолжительного отдыха.
    • Предусмотреть пространство для многофункционального использования. На 30-40% площади не должно быть элементов благоустройства. Это обеспечит разнообразие видов использования и позволит устраивать временные ярмарки, фестивали, концерты и пр.
    • Обеспечить разнообразие использования, предусмотреть места для отдыха и встреч.
    • Предусмотреть навигационные и информационные элементы.
    • Предусмотреть освещение.
    • Организовать отвод дождевых стоков.
    • Озеленить площадь.
    Казанская и Успенская площадь. Возможные сценарии пользования территорией
    Схема размещения элементов навигации
    Схема освещения улиц

    Концепция освещения предполагает размещение типовых светильников по улицам в соответствии с сечениями и уникальных (сделанных на заказ) в главных зеленых общественных пространствах Углича. Автоматическое включение и выключение ламп освещения должно производиться либо по таймеру, либо при достижении определенного уровня освещенности, который контролируется с помощью датчика.
    Виды опор освещения
    Решения по фасадам и кровлям

    1. Были даны рекомендации по ведению реставрационных работ;
    2. Произведены исследования цветовых пигментов;
    3. Подобранна цветовая палитра фасадных решений;

    Цветовые пигменты, используемые на данной территории, соответствующей архетипе России XIX века. Нами были произведен анализ, чтобы прийти к определенной "цветовой формуле". Дома выкрашивали из практических соображений, красили тем, что дешевле, что меньше выгорает, что легче добыть и привезти.
    Россия была преимущественно белая, так как известь белого цвета дешевая и стойкая. Крыши зеленые, так как красили оксидов хрома или меди, которой стойкий к выгоранию.Суриком красили в красный. Его добыча была хорошо развита на территории Ярославской области и он стойкий к вымыванию. Золотистая охра (богатый желтый цвет) применялась потому, что в России было два самых крупных месторождения охры. И одно из них под Ярославлем. Близко и дешево. Охра стойкая и приятная глазу.
    Схема по расположению рекламных поверхностей и навигации

    Визуальный анализ фактической ситуации выявил неудовлетворительное состояние наружного информационного оформления. На улицах города создается визуальный шум из-за большого количества неупорядоченных вывесок, часть конструкций устарела, большое количество вывесок выполнено из некачественных материалов и установлено беспорядочно, без учета архитектурных, исторических и стилистических особенностей зданий.

    Изучив и проанализировав цветовые паспорта, исторические документы и фотографии, мы выявили диссонирующие фасады, цвет которые соответствует дате постройке здания и эстетики среды.
    Фасады частных жилых домов из дерева рекомендуется зачистить, демонтировать обшивку из композитных материалов при необходимости, при надлежащем состоянии бревен - зашить планкеном или вагонкой. Использовать сайдинг категорически не рекомендуется. Деревянные фасады покрыть защитным цветными или бесцветными составами. В цветовом решении фасадов рекомендуется использовать предлагаемую палитру. Здание из силикатного кирпича предлагается оштукатурить, а краснокирпичный фасады - покрыть прозрачным защитным составом.
    Рекомендуется привести покрытие крыш всех зданий, построенных после 1960 года, к единообразному виду: фальцевая кровля в оттенках серого цвета.
    Двери и окна рекомендуется заменить на деревянные, натуральных цветов.
    В цветовом решении фасадов рекомендуется использовать хроматическую гамму, получаемую при смешивании пигментов, например: извести, охры, глауконита, оксида меди и т.д. для кровли - оттенки серого, оксиды хрома и меди.

    Дом купцов Меховых

    Год постройки: 1917
    Месторасположение: Ленина, 9
    Этажность: 2
    Габаритные размеры: 20,8х31,6х11,6
    Материал: Стены кирпичные, оштукатуренные, кровля фальцевая.
    Описание: Нуждается в реставрационных работах
    Обновление цветового решения фасадов. Замена оконных переплетов и полотен дверей
    Дом жилой Серебренниковых с флигелем и оградой

    Год постройки: рубеж ХVIII-XIX веков
    Месторасположение: Ярославская улица 12/13
    Материал: Стены кирпичные, оштукатуренные, кровля металл.
    Описание: Нуждается в реставрационных работах

    Дом включен в реестр объектов культурного значения. Здание представляет собой пример жилого дома, построенного по "образцовому" проекту в духе раннего классицизма.
    Рекомендуется при ресторации фасада акцентировать внимание на изменениях, внесенных во внешний облик здания в разные периоды истории. Например, основную часть стены полуротонды, за исключением архитектурных деталей, можно очистить от штукатурки, обнажив краснокирпичную кладку стены. Добавленную в советский период двухэтажную пристройку на месте маленькой полуротонды рекомендуется снести или восстановить оригинальную полукруглую пристройку.
    Часть оконных проемов на боковых фасадах были декоративными, без остекления, из-за внутренней поперечной несущей стены. Остальные, заложенные в советский период окна, рекомендуется раскрыть и восстановить оконное заполнение, идентичное сохранившемуся историческому.
    Каменная ограда с арочным порталом входа и ложными прямоугольными окнами рекомендована к восстановлению.
    Фасады основного объема оштукатурены, это является предметом охраны здания. Рекомендуется отреставрировать штукатурный фасад основного объема по специально разработанным технологиям ресторации штукатурки.
    Цвет фасада - известково-белый.
    Материал кровли - листовой металл или пальцевая кровля, цвет - оттенки серого цвета.
    С фасада убрать нежелательные рекламные конструкции, разработать вывески, соответствующие общей концепции оформления исторического центра города. Убрать с фасадов кондиционеры, короба, электрические щитки и т.д.
    Оконные заполнения:
    • Пластиковые оконные заполнения заменить на деревянные;
    • При ненадлежащем состоянии деревянных оконных заполнений заменить оконные блоки;
    • Сохранить расстыковку и материал аутентичных оконных заполнений;
    • Столярные заполнения выполнить из древесины влажностью не более 8%, обработать огнебиозащитными составами, защитное покрытие рам - прозрачное, допускается минимальное тонирование в естественные оттенки древесины.

    Город в России, административный центр Угличского района Ярославской области,
    в XIII-XVI вв. центр Углицкого княжества.
    Население - 31758 чел.

    Живём на два города.

    Клиентский офис: Москва, Электрозаводская, 21
    Архитектурная мастерская: Ярославль, Республиканская, 53/14


    mail@kremnevatelier.ru


    +7 495 799-08-81